Новое аналитическое направление платформы iМониторинг - “Государственный и муниципальный контроль (надзор)”
Федеральным Законом Российской Федерации от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года №147-р "Об утверждении целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Федерации" устанавливается необходимость проведения оценки эффективности контроля(надзора) органами государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности. Для реализации его требований в Ямало-Ненецком автономном округе в рамках информационно–аналитической системы мониторинга и анализа социально-экономического развития было реализовано новое аналитическое направление платформы iМониторинг - “Государственный и муниципальный контроль (надзор)”.
В рамках данного направления в системе осуществляется:
- ежегодно с помощью веб-интерфейса Департамент экономики осуществляет формирование “Дорожной карты” - плана мероприятий по внедрению в Ямало-Ненецком автономном округе целевой модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности по направлению “Осуществление контрольно-надзорной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе”. Департамент экономики с помощью «Дорожной карты» формирует и распределяет между органами государственной власти, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора), перечень этапов реализации, вводит значения мер повышения эффективности, показатели, характеризующие степень достижения результата, и целевые значение этих показателей по каждому этапу реализации;
- ежемесячно с помощью веб-интерфейсов осуществляется сбор данных об исполнении “Дорожной карты” в части фактических значений показателей, характеризующих степень достижения результата, с органов государственной власти, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) и согласование их с экономическим органом;
- ежемесячно в системе автоматически формируется аналитическая отчетность по исполнению “Дорожной карты”;
- ежегодно Департамент экономики проводит оценку результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в автономном округе по каждому виду регионального государственного контроля (надзора) в соответствии с Распоряжением Правительства ЯНАО от 7 сентября 2017 года N 630-РП "О методике оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе", рассчитывает рейтинг результативности и эффективности, по результатам которого в системе автоматически формируется соответствующая аналитическая отчетность.
Показатели, характеризующие степень достижения результата, группируются по следующим этапам реализации:
- нормативно-правовое регулирование организации и проведения регионального государственного контроля;
- проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований;
- применение риск-ориентированного подхода при организации регионального государственного контроля (надзора);
- оценка результативности (эффективности) контрольно-надзорной деятельности органов регионального государственного контроля (надзора);
- информационное обеспечение контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации;
- влияние деятельности территориальных органов федеральных органов власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), на состояние инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации.
В результате оценки исполнительные органы государственной власти автономного округа, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность, ранжируются в зависимости от достигнутых итоговых оценок результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности по каждому виду регионального государственного контроля (надзора) и делятся на 3 группы:
- группа с высокой результативностью и эффективностью;
- группа со средней результативностью и эффективностью;
- группа с низкой результативностью и эффективностью.
Автоматизированный сбор показателей контрольно-надзорной деятельности с органов государственной власти, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), и дальнейший расчет результатов оценки их эффективности позволяет снизить уровень причиняемого вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в соответствующей сфере деятельности, добиться оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов государства и минимизации неоправданного вмешательства контрольно-надзорных органов в деятельность подконтрольных субъектов. Повышение качества и эффективности организации регионального государственного контроля (надзора) позволяет повысить инвестиционную привлекательность региона.